Ярославский двигатель автомобильной промышленности

Опубликовано в номере:
PDF версия
Самым ярким событием в российском дизельном двигателестроении за последние 35 лет стало открытие производственной площадки ЯМЗ-530 ОАО «Автодизель» (Ярославского моторного завода). Она входит в состав «Группы ГАЗ», выпускающей семейство современных рядных 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей мощностью от 120 до 320 л. с. стандарта Евро-4 с потенциалом обеспечения Евро-5 и Евро-6.

Начало проекта было заложено в 2004 г., к строительству завода на новой площадке (около 56 тыс. кв. м) в Заволжском районе г. Ярославля приступили уже в 2007 г., а серийный выпуск двигателей семейства ЯМЗ-530 был начат в 2013 г. Двигатели данной серии были разработаны инженерно-конструкторским центром «Автодизеля» при участии ведущей европейской инжиниринговой компании AVL List (Австрия), и в них применены передовые конструкторские решения по компоновке, управлению и работе систем. По таким показателям, как мощность и крутящий момент, двигатели обладают преимуществами перед большинством отечественных и зарубежных аналогов (Cummins, Iveco, Volvo, Renault) при более низком расходе топлива. Еще одной отличительной чертой этой серии является система охлаждения с обратным ходом, при котором охлаждающая жидкость поступает не снизу вверх, как это происходит обычно, а наоборот. Такой метод обеспечивает наиболее эффективное охлаждение самой нагретой части ДВС — головки блока цилиндров. Также двигатели обладают мокрыми гильзами, которые позволяют получить равномерное охлаждение цилиндров и высокий ресурс цилиндро-поршневой группы (1 млн км). При конструировании в двигатели были заложены передовые комплектующие: блок цилиндров от Fritz Winter, поршневая группа Federal Mogul, топливная аппаратура Bosch. Однако в обозримом будущем блоки цилиндров будут отливать на одном из заводов группы «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, где уже успешно осваивают технологию литья из чугуна с вермикулярным графитом. Также на заводе работает линия по выпуску дизельных четырехцилиндровых двигателей для собираемых в Нижнем Новгороде автобусов Mercedez-Benz Sprinter. Среди покупателей продукции завода — МАЗ, ГАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, Урал и многие другие машиностроители, которые применяют двигатели в транспортных, строительных машинах, силовых установках.

Ярославский двигатель
Производственная площадка ЯМЗ-530: просторные цеха и макет всего завода.

Ярославский двигатель
На заводе используются комплектующие от всемирно известных производителей. Литые заготовки поступают упакованными в такие паллеты, с припуском ~1 мм, который снимается на высокотехнологичных фрезерных и токарных высокоскоростных станках с ЧПУ.

Ярославский двигатель
Все операции по механической обработке головок блока цилиндров (ГБЦ) выполняются на высокотехнологичной линии компании GROB.

Ярославский двигатель
Подбор режущего инструмента и оснащение станков производятся по принципу аутсорсинга всемирно известной компанией Walter. Режущие инструменты хранятся в шкафу-сейфе, и получить их можно, введя определенные данные на панели управления, после чего необходимая коробка выпадет в лоток — по принципу вендинговых автоматов. На заводе выделено отдельное помещение для размещения оборудования и рабочих мест сотрудников Walter.

Ярославский двигатель
После механической обработки ГБЦ поступают на мойку барабанного типа от компании Durr Ecoclean. Пройдя мойку, они по конвейеру поступают на этап
вакуумной сушки.

Ярославский двигатель
Когда ГБЦ обработана, помыта и высушена, она поступает на этап запрессовки втулок и седел впускного и выпускного клапанов. При автоматизации данной операции, как и многих других, было уделено особое внимание безопасности работы персонала: например, по бокам рабочей зоны расположены датчики, останавливающие работу оборудования при нахождении персонала в рабочей зоне.

Ярославский двигатель
Готовые детали проходят 100%-ную проверку на герметичность и передаются на промежуточный склад.

Ярославский двигатель
Между операциями БЦ передается по приводному роликовому конвейеру, секции которого включаются только при нахождении на них детали.

Ярославский двигатель
Нанесение герметика в отверстия под установку чашечных заглушек осуществляется с помощью промышленного робота АВВ.

Ярославский двигатель
После запрессовки БЦ переходят на промежуточный склад.

Ярославский двигатель
Для всестороннего контроля качества после полного цикла механической обработки блоки и головки цилиндров выборочно попадают на сверхпрецизионное координатно-измерительное оборудование от компании Karl-Zeiss Center-Max.

Ярославский двигатель
Окраска БЦ и ГБЦ осуществляется на автоматической окрасочной линии. Нанесение лакокрасочного слоя осуществляет промышленный робот-маляр АВВ.

Ярославский двигатель
Окрашенные БЦ устанавливают на линию сборки ДВС. Транспортировка в процессе сборки происходит с помощью палетно-спутниковой системы.

Ярославский двигатель
На сборочной линии все ответственные операции максимально автоматизированы с целью исключения влияния человеческого фактора.

Ярославский двигатель
Во время данной операции происходит затяжка болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала, а также осуществляется контроль
осевого зазора и момента проворота коленчатого вала.

Ярославский двигатель
На следующем этапе происходит установка шатунно-поршневой группы под контролем оборудования от компании Siemens.

Ярославский двигатель
Затем на корпус шестерен наносится герметик при помощи трехосевого портального станка, что гарантирует постоянство контура, толщины и качества нанесения герметика на изделие.

Ярославский двигатель
Следующим, с аналогичным методом нанесения герметика, устанавливается масляный картер.

Ярославский двигатель
Оператор вручную устанавливает масляный картер и наживляет болты крепления, далее происходит роботизированная затяжка болтов крепления.

Ярославский двигатель
Затяжка болтов масляного картера происходит попарно и последовательно при помощи уже упомянутого робота от ABB с регулируемым усилием затягивания болтов.

Ярославский двигатель
Далее будущий двигатель переворачивается и происходит установка трехслойной металлизированной прокладки и самой ГБЦ.

Ярославский двигатель
После чего происходит наживление болтов, и сборка поступает на операцию затяжки болтов с контролируемым усилием затяжки, что обеспечивает должную герметичность соединения.

Ярославский двигатель
Немаловажной является операция установки блока управления ДВС, в ходе которой программируется блок управления.

Ярославский двигатель
По окончании сборки происходит тестирование систем на герметичность, затем холодный тест в специальной камере, при котором двигатель приводится в движение внешним приводом, проверка систем, датчиков, уровня вибраций, а после этого горячий тест, при котором происходит включение зажигания и ДВС работает на различных режимах под нагрузкой, в диапазоне от 700 до 2600 об/мин.

Ярославский двигатель
После успешного прохождения всех тестов двигатели поступают на склад хранения и дожидаются своей очереди на отгрузку для установки в один из видов транспортных или энергетических средств заказчика.

Современная техника и высокий уровень автоматизации производства позволяют предприятию работать в непрерывном режиме и выпускать продукцию отличного качества для отечественных и зарубежных машиностроителей.

Выражаем благодарность рабочему коллективу производственной площадки ЯМЗ-530 — и лично Панфиловой Маргарите и Никитину Павлу — за интересную и развернутую экскурсию и теплый прием!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *