РОБОТ НА КУХНЕ: МЕНЮ XXI ВЕКА

Слово редактора

Владимир Никифоров - главный редактор Control Engineering Россия

Владимир Никифоров — главный редактор Control Engineering Россия

Собака – друг человека. С этим тезисом согласны почти все люди, за исключением тех, кто от рождения боится собак или был ими когда-то укушен. В советскую эпоху это утверждение пытались оспорить, выдвинув альтернативный лозунг: «Управдом — друг человека» (молодых читателей, не знающих происхождения этого лозунга, отсылаю к советскому фильму 1968 года «Бриллиантовая рука»). Но, по моему мнению, в XXI веке правильно говорить «Автомат (в смысле «автоматическая система») — друг человека». Эти новые друзья прочно вошли в нашу жизнь и взяли на себя многие наши функции.

Кто помнит, когда он в последний раз стирал что-либо своими руками? Эту функцию взяла на себя стиральная машина-автомат, реализующая множество режимов стирки.

Нажимая на кнопку цифровой камеры, кто помнит, что еще 25–30 лет тому назад съемка фотографий требовала специальных знаний и навыков? Сначала с помощью фотоэкспонометра нужно было определить освещенность снимаемого объекта. Потом по этим показаниям и с учетом чувствительности используемой фотопленки нужно было выставить на фотоаппарате выдержку и диафрагменное число, навести объектив на резкость и только после этого снимать! А печать фотографий — это вообще было искусством, граничившим с волшебством.

Читать далее...

Примеры автоматов-помощников, без которых стала уже невозможной наша повседневная жизнь, можно продолжать. Они вошли во многие (но пока еще не во все!) сферы нашей жизни. И в связи с этим возникает вопрос: а есть ли пределы автоматизации? Все ли стороны человеческой деятельности допускают привлечение автоматов-помощников? А если пределы есть, то чем они определяются — интеллектуальными возможностями искусственного разума, отсутствием у него творческих способностей или некоторыми этическими и юридическими рамками взаимодействия машины с человеком?

Так, широко распространено мнение, что автоматические устройства никогда не смогут, как человек, творить, например сочинять музыку. Однако всегда находились изобретатели, которые пытались доказать, что это заблуждение.

Еще античные греки считали, что в основе музыки лежит определенная математическая гармония, а следовательно, она может быть формально описана и проанализирована. В средневековом Китае был разработан своеобразный экзамен для молодых композиторов. Испытуемый несколько раз выбрасывал игральные кости. Каждое число соответствовало определенной ноте. Дальше экзаменуемый с помощью музыкальных правил должен был обработать случайную последовательность звуков и превратить ее в мелодию. В XVIII веке в Европе выходит сразу несколько руководств (шутливых и не очень) по сочинению музыки с помощью игральных костей. Авторство одно- го из них — «Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы, не имея ни малейшего знания музыки и композиции» — приписывают Моцарту.

В середине XX века после появления цифровых вычислительных машин начали разрабатываться специальные программы алгоритмической композиции, и показалось, что проблема машинного творчества вот-вот будет решена. Наиболее известным является музыкальное сочинение «Иллиак-сюита» («Illiac Suite»), написанное в 1957 году для струнного квартета компьютером Иллиак (отсюда название сочинения) при помощи программы, разработанной сотрудниками Иллинойского университета Лежареном Хиллером (Lejaren Hiller) и Леонардом Айзек- соном (Leonard Isaacson). Сюита неоднократно исполнялась на музыкальных концертах и стала, наверное, первым компьютерным сочинением, удовлетворительно звучащим для человеческого восприятия.
Независимо от американцев свой набор математических правил для синтеза музыкальных мелодий в конце 50-х годов прошлого века разработал сотрудник Московского университета, математик, музыкант и программист Рудольф Зарипов. Эти правила он реализовал на вычислительной машине «Урал», что и определило название целого цикла компьютерных музыкальных произведений — «Уральские напевы».

Сегодня на рынке существует более десятка коммерческих программ, «сочиняющих» музыку с большим или меньшим успехом. Гораздо более сложной задачей для наших друзей-автоматов, на мой взгляд, является задача помощи человеку на кухне при приготовлении пищи, так как она лежит на стыке сразу нескольких наук и искусства и предполагает очень субъективную оценку. Но и эту амбициозную задачу начинают решать ученые, изобретатели и предприниматели. Проблемам автоматизации в пищевой промышленности посвящены статьи этого номера.

А возвращаясь к нашим первым друзьям — собакам, хочу поделиться своим личным наблюдением. Судя по тем руладам, которые выводит мой лабрадор Мартин при подходе к лесу — любимому месту его прогулок, он отлично умеет сочинять музыку в стиле «лабрадорские напевы». А вот можно ли его научить готовить — не уверен. И дело здесь не в том, что ему не хватит интеллекта. Просто боюсь, что все ингредиенты будут съедены еще до приготовления основного блюда. В этом отношении наши друзья-автоматы имеют явное преимущество. Роботы нашу еду точно не воруют. По крайней мере, пока не воруют.

Октябрь 2015

№ 5 (59)

Скачать в PDF

Автоматизация в пищевой промышленности

Контроллеры

Аппаратные средства

Источники бесперебойного питания

Робототехника

Перспектива

Инновации

Проекты и внедрения

Ретроспектива

Кадры

Конструктивы