Мониторинг транспорта – как и зачем?

Опубликовано в номере:
В основном, и это вполне логично, современные технологии направлены на то, чтобы упростить жизнь людеи?. Умело комбинируя их, специалистам удается создавать целые системы, основное назначение которых — сделать выполнение различных задач легче, быстрее и эффективнее. Примером подобных систем является мониторинг (трекинг) транспортных средств (ТС) — перспективное направление, получившее в последние годы огромную популярность.

Если еще не так давно мониторинговые комплексы (системы мониторинга, СМ) использовались изредка, на отдельных зарубежных предприятиях, и были оффлаи?новыми, то сегодня применение онлаи?н-мониторинга в России закреплено даже на законодательном уровне [1].

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМ

В СМ транспорта, спецтехники и других подвижных объектов используются несколько крупных технических направлении?, среди которых спутниковая навигация, мобильная связь, вычислительная техника, Интернет и цифровые карты местности. Все это нужно, чтобы мониторинговыи? комплекс в реальном времени выполнял несколько функции?, направленных на оптимизацию рабочего процесса. Если поначалу СМ умели только лишь определять координаты наблюдаемого объекта, то сегодня перечень их задач гораздо внушительнее: определение направления и скорости движения ТС, стиля вождения, уровня топлива, температуры, давления и нагрузки на оси ТС с помощью подключаемых датчиков, контроль маршрутных задании?, анализ всех данных и сбор статистики, обеспечение безопасности и др.

РИС. 1. Мониторинговыи? GPS/ ГЛОНАСС-терминал, устанавливаемыи? на ТС: а) iON Pro; б) iON ULC

РИС. 1.
Мониторинговыи? GPS/ ГЛОНАСС-терминал, устанавливаемыи? на ТС: а) iON Pro; б) iON ULC

Сегодня практически ни одно предприятие с собственным автопарком не обходится без СМ. И хотя ее внедрение требует определенных финансовых затрат (на каждую машину нужно установить специальныи? мобильныи? терминал), это, в конечном итоге, способствует весьма ощутимои? экономии. Прежде всего, обеспечивается высокии? уровень прозрачности: руководителю всегда известно, сколько километров проехало то или иное ТС, сколько времени составили простои и т. д. Также решается одна из самых распространенных проблем в сегменте — пресечение сливов топлива. Статистика показывает, что на определенных предприятиях до 50% водителеи? могут быть замешаны в кражах горюче-смазочных материалов. Кроме того, СМ позволяют снизить издержки на ремонт транспорта (подконтрольныи? пробег уменьшается, а с ним и износ ТС), предупредить угоны, повысить дисциплину сотрудников.

Совершенно очевидно, что в результате ощутимо увеличивается уровень оптимизации и эффективности рабочего процесса, а это, в свою очередь, приводит к повышению рентабельности бизнеса. Ну какои? вменяемыи? руководитель откажется от возможности увеличить показатели собственнои? компании? Востребованность СМ высока и продолжает расти непрерывно. Высокии? спрос рождает предложение, поэтому сегодня на рынок выходит все большее количество компании?, предлагающих услуги в области СМ ТС.

ОСОБЕННОСТИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ СМ ТС

Следует понимать, что СМ — это сложныи? комплекс, включающии? несколько составляющих. Основная часть, относящаяся к аппаратным средствам, — это абонентскии? мониторинговыи? терминал, которыи? устанавливается непосредственно на ТС. Данное устрои?ство отвечает за определение спутниковых координат и сбор различнои? информации о работе наблюдаемого объекта.

Другая часть СМ — это специализированныи? программныи? комплекс, которыи? принимает все поступаю- щие от терминала данные, обрабатывает их и выводит в удобном для понимания виде, позволяя управлять системои? и настраивать ее. Еще одна немаловажная часть — это различные датчики и сопутствующее оборудование, которое подключается к мониторинговому терминалу для фиксирования определенных параметров работы: датчики уровня топлива, температуры и т. д.

ТОНКОСТИ ВЫБОРА СМ

Если неискушенныи? пользователь решит просмотреть предложения рынка, он обнаружит, что существует множество компании?, предлагающих разные составляющие СМ: одни торгуют терминалами, другие пред- лагают программные мониторинговые сервисы (ПО), третьи продают датчики и т. д. Такое разнообразие несколько сбивает с толку, к тому же возникает проблема совместимости составляющих СМ от различных производителеи?.

Впрочем, существуют и крупные предприятия, специализирующиеся на сфере мониторинговых систем в целом. Они производят весь спектр оборудования и ПО, необходимых для организации комплексного мониторинга автопарков разнои? величины и направленности.

Если рассматривать исключительно россии?скии? рынок, то представленные здесь СМ весьма разношерстны:
• Мобильные трекинговые терминалы с минимальным набором функции?, решающие базовые задачи. Их ПО зачастую распро- страняется по условно-бесплатнои? модели.
• Полнофункциональные аппаратно-программные решения, включающие как терминалы, так и собственное ПО. Компоненты таких комплексных решении? в разных случаях могут функционировать только в связке друг с другом («железо» и ПО от одного производителя) либо допускается их использование отдельно с компонентами некоторых других производителеи?.
• Программные СМ, поддерживающие работу со сторонним мониторинговым оборудованием. Такие комплексы могут взаимодеи?ствовать со множеством трекеров от разных производителеи? внутри одного парка ТС.

В отдельную группу следует выделить крупные компании, оказывающие комплексные услуги по мониторингу транспорта. Они не только разрабатывают и производят мониторинговое оборудование и ПО, но и оказывают услуги по внедрению своих систем: устанавливают, настраивают и обслуживают мобильные терминалы, датчики и другие устрои?ства, предоставляют абонентскую подписку на ПО, производят замену и ремонт оборудования и т. д.

ПРИМЕРЫ КОМПЛЕКСНЫХ РЕШЕНИИ? ОТ iRZ ONLINE

РИС. 2. Пример аналитического отчета, сформированного в ПО Web iRZ Online

РИС. 2.
Пример аналитического отчета, сформированного в ПО Web iRZ Online

Проследить современные тенденции отрасли транспортного мониторинга можно на примере больших компании?. Одним из таких крупных разработчиков и производителеи? полнофункциональных законченных СМ в России является компания iRZ Online. Ее продукты ориентированы как на комплексныи? контроль больших автопарков, так и на применение в малом бизнесе, которыи? располагает небольшим количеством ТС.

Основная линеи?ка оборудования компании представлена абонентскими мониторинговыми терминалами серии iON. Сеи?час эта линеи?ка насчитывает три модели устрои?ств с разным набором функциональных возможностеи? и исполнением в различных форм-факторах.

iON Pro И iON Base
Терминалы iON Pro (рис. 1а) и iON Base — флагманская модель и модель среднего ценового сегмента. Эти устрои?ства рассчитаны, в основном, на достаточно крупные предприятия, содержащие обширныи? автопарк ТС или спецтехники. Для решения специализированных задач эти терминалы наделены более широкими функциональными возможностями. Помимо своего основного назначения (спутниковыи? контроль объекта наблюдения), iON Pro и iON Base могут собирать данные с различных датчиков, узлов и агрегатов ТС, предупреждать диспетчеров о возникновении внештатных событии? и т. д. Обе модели обладают высоким количеством встроеннои? памяти («черныи? ящик»), множеством интерфеи?сов подключения и другими особенностями, которые обычно необходимы при комплекс- ном контроле разнородных автопарков, насчитывающих десятки и сотни единиц техники.

iON ULC
iON ULC (рис. 1б) — бюджетныи? мониторинговыи? GPS/ГЛОНАСС- терминал. Эта модель обладает необходимым минимумом функциональных возможностеи?, нужных для построения полноценнои? СМ. В основном подобные терминалы используются малым бизнесом с небольшим количеством ТС, но могут встречаться и в обширных автопарках.

Все мониторинговые терминалы работают по одинаковому принципу: после установки на объект наблюдения устрои?ство связывается со спутниками глобальных систем навигации GPS и ГЛОНАСС, определяя свои точные координаты. Также терминал собирает данные от подключенных к нему датчиков и другого оборудования. Передача данных осуществляется по сетям GSM. Вся собранная информация транслируется в режиме реального времени в диспетчерскии? центр посредством пакетнои? передачи данных GPRS. Здесь эта информация выводится в интерфеи?се специализированного ПО для мониторинга.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ПО СМ ОТ iRZ ONLINE

Разные компании предлагают собственные версии таких сервисов, и различия между ними могут быть как существенными, так и незначительными. Мониторинговыи? сервис Web iRZ Online совместим со всеми абонентскими терминалами серии iON, а также с устрои?ствами других производителеи?: «ГалилеоСкаи?», AutoGRAPH, Teltonika, TMS-online, ATrack, «НАВИТРЕК» и т. д. Программныи? комплекс Web iRZ Online получает всю информацию, которую собирают и передают мониторинговые терминалы, установленные на ТС. Доступ к самои? программе может осуществляться с персонального компьютера из любои? точки планеты, где доступен Интернет. Интерфеи?с программного мониторингового комплекса отображает наблюдаемые объекты на цифровои? карте в режиме реального времени. При этом фиксируются такие параметры, как скорость, направление движения, моменты стоянок и остановок, резкие ускорения и торможения, скоростнои? режим и т. д. Web iRZ Online отображает также и другие параметры, полученные от мониторингового терминала: уровень топлива, информацию от агрегатов и узлов ТС, данные с подключенных датчиков и т. д. Благодаря большому количеству структурированнои? информации, программныи? мониторинговыи? комплекс способен выполнять различные деи?ствия, направленные на оптимизацию рабочего процесса. Так, к функциям Web iRZ Online относятся формирование аналитических отчетов (рис. 2) по любым настраиваемым параметрам, оповещение диспетчеров о возникновении различных событии?, ведение базы данных для бухгалтерии и т. д. Собственно, без программного мониторингового сервиса осуществлять комплексныи? контроль транспорта попросту невозможно.

ДАТЧИКИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СМ

РИС. 3. Датчики уровня топлива (аналогово-частотныи? и цифровои?)

РИС. 3.
Датчики уровня топлива (аналогово-частотныи?
и цифровои?)

Устрои?ства, без которых сегодня также не обходится большинство СМ, — датчики уровня топлива. iRZ Online, являясь официальным дилером компании Siensor, поставляет две разновидности таких датчиков (рис. 3): аналогово-частотныи? (Siensor AF107) и цифровои? (Siensor D107). Их отличие состоит в разных интерфеи?сах передачи данных — RS-232 и RS-485 для модели D107 и аналоговые, а также частотные выходы для модели AF107. Измерительная часть датчика помещается внутрь топливного бака ТС и получает данные об уровне топлива. Датчик передает измеренные значения абонентскому терминалу, а тот, в свою очередь, отправляет эти данные на программныи? мониторинговыи? сервис, где они выводятся в принятом виде. Применение датчиков уровня топлива позволяет добиться высокого уровня прозрачности: диспетчер всегда видит точное количество горючего, в связи с чем исключается возможность несанкционированных сливов и других манипуляции? с топливом.

***
Таким образом, комбинация вышеописанных элементов и составляет полнофункциональную СМ. Повсеместное внедрение таких систем представляется неизбежностью, просто как следствие лавинообразно развивающихся технологии?.

Есть небольшои? процент скептиков-неолуддитов, оголтело критикующих влияние научно-технического прогресса (особенно в области компьютерных технологии?) на человека и общество и считающих подобные технологии еще одним признаком развивающегося массового контроля и надзора за населением. Однако преимущества СМ невозможно оспорить, поскольку они дают большои? прирост производительности, оптимизируют рабочии? процесс и повышают его эффективность. Подобные тенденции просматриваются во многих других областях человеческои? деятельности, и противиться им бессмысленно. Люди всегда стремились к повышению продуктивности, к улучшению качества жизни, а технологии всегда в этом помогали. Ученые прогнозируют, что в скором времени практически все аспекты нашеи? привычнои? жизни будут полностью автоматизированы. И, как считают самые прогрессивные мыслители современности, в этом нет абсолютно ничего плохого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ No 285 от 31.07.2012 Министерства транспорта РФ «Об утверждении требовании? к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов».
2. www.irzonline.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *